Акция "Музейный полк": Молотовская агитмастерская

Художественная мастерская агитационных плакатов Союза советских художников  Молотовской области

Военное время стимулировало  мощное развитие искусства  особого рода -  агитационно-массового, наиболее активного и  политически острого. 

По решению  Молотовского облисполкома  в начале июля 1941 года была  создана   агитмастерская, которую разместили в помещении   художественной галереи. Ее руководителем был назначен директор Молотовской  галереи Н.Н.Серебренников. В штате мастерской состояли как местные, так и эвакуированные художники.   Художественными руководителями стали опытные московские художники В.Г.Одинцов (1902-1957), а после его отъезда на фронт Б.В.Иогансон (1893-1973).

Перед организаторами  и руководителем  агитмастерской  сразу было поставлено  условие – работать  на  принципах полной самоокупаемости.  Распространять  продукцию помогали  областные отделения «Союзпечати»  и КОГИЗа. От предприятий, организаций и учреждений всех районов Молотовской области  собиралась подписка на агитокна, как на периодическое издание. Так была создана устойчивая материальная база  агитмастерской.

Первое задание, полученное  художниками  создание яркой  наглядной агитации на центральных площадях города  и на  станции Перми IIВозглавили эту работу преподаватели Пермского художественного техникума: Ф. Дорошевич, И. Россик,  выпускник техникума П.Оборин, реставратор галереи А. Бриндаров.

Ведущей силой  на протяжении всех лет  существования мастерской  оставались местные художники. В  общей сложности, в мастерской работало  более 30 человек. Наиболее активными оказались пермяки  И.И. Россик, П.А.Оборин,  Д.Л.Зайдман, а также, выпускники Пермского художественного техникума, приехавшие  в эвакуацию в родной город  - Н.В.Кашина, Е.В.Камшилова, Ф.И.Дорошевич.

Филиалы   мастерской были  созданы в Чермозе  и Очере, где жили эвакуированные московские  художники и скульпторы: в Чермозе – З.И.Виленский, Н.А.Лаков, И.Ф.Титов,  Я.Д.Ромас, В.М.Терзибашьян, Л.И.Аронов и др.;  в Очере - М.М.Черемных, А.М.Родченко,  В.Степанова, И.Я.Хазов, Ф.И.Полещук и др.  Филиалы  работали по заданиям  Молотовской мастерской.

В Кудымкаре филиал  официально создан не был, но там активно  работал  выпускник Пермского художественного техникума Л.И.Тараканов и П.Сергеева. Подобная  ситуация сложилась в Березниках, где агитационной работой  энергично занимался  местный художник Л.А.Старков. 

На первом этапе  из Москвы в  Молотов через проводников вагонов  доставлялись готовые  «Окна ТАСС».  Затем  делался трафарет и через трафарет  агитокна распечатывались. Вскоре художники Молотова научились сами создавать авторские варианты агитокон на важные текущие темы. 

В  агитационных работах  художников, как в своеобразной  исторической  хронике, находили отражение самые разные события и факты. По тематике работы составляли две  группы. Первая из них посвящалась ходу войны, информировала  о крупнейших победах на фронте, сообщала  о событиях в международной жизни, освещала общеполитическую обстановку и вытекающие отсюда задачи для советских людей. Вторая группа разъясняла  конкретные задачи  трудящихся Молотовской области,  говорила о текущих задачах работников основных отраслей промышленности,  сельского хозяйства, транспорта. Сотрудники агитмастерской украшали город к праздникам, ездили в командировки в другие города и поселки края.  Не забывали и про детей. В парке им.А.М.Горького ежегодно оформлялись новогодние елки, пространство украшалось большими живописными панно со сказочными персонажами. Издавались открытки, до нашего времени дошли замечательные открытки, выполненные московским иллюстратором, потомком В.М.Васнецова Юрием Васнецовым. 

Плакаты и агитокна представлялись на многих выставках: в Молотове в парке им.А.М.Горького  (1942), Межобластной  выставка агитокон в Свердловске (1942), выставке «Урал в изобразительном искусстве» и др. Лучшие плакаты и агитокна Н.Н.Серебренников приобретал в коллекцию галереи.  За все время работы мастерской общий тираж  плакатов и агитокон составил  более 200.000 экземпляров. Количество работ художников  по оформлению  к праздникам городов, поселков, цехов заводов, шахт и госпиталей, колхозных станов и сплавных рейдов  необъятно, практически их  невозможно подсчитать.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам